Иеросхимонах Сергий (Веснин) Святогорец. Тайны и чудеса Святой горы Афонской

Что обычный, современный нецерковный человек знает об Афоне? Пожалуй, не так уж много. А если и захочет восполнить пробел, отправившись на поиски информации в интернет, то "всезнающие" Яндекс и Гугл в ответ на запрос "Афон" непременно и весьма навязчиво переспросят ищущего, не ошибся ли он, и не созвучный ли гаджет популярной американской фирмы на самом деле имеет в виду. Вот почему, хотя литературы о Святой Горе написано и издано достаточно, сегодня каждая новая книга об Афоне, включая переиздания – это хорошая возможность по-настоящему и напрямую, минуя интернет-ловушки, познакомить читателей с удивительным, таинственным и чудесным миром православной монашеской республики.

Одним из самых "свежих" изданий, посвящённых святогорской тематике, стал сборник "Тайны и чудеса Святой горы Афонской", выпущенный издательством "Воскресение". Он представляет собой избранные рассказы из книги «Письма к друзьям своим о Святой горе Афонской» иеросхимонаха Сергия (Веснина).

Стоявший в 19 веке у истоков возрождения русского афонского Пантелеимонова монастыря, отец Сергий был широко известен как духовный писатель. Причём, его произведениями восхищались не только люди сугубо церковные, но и фактически вся читающая публика того времени. Писателя-святогорца лично знал и глубоко почитал и как духовное лицо, и как талантливого литератора, Николай Васильевич Гоголь. Кстати, многие отмечали, что стилистически проза иеросхимонаха Сергия (Веснина) чем-то весьма близка к гоголевской. Его заметки в виде писем об Афоне впервые были опубликованы в 1845 году в санкт-петербургском литературном журнале "Маяк". Известный критик Николай Добролюбов, прочтя их, писал: "Превосходная книга. Так просто, искренно, чистосердечно, наивно, но вместе с тем умно и благородно рассказывает Святогорец".

Подобной краткой, но ёмкой характеристики, пожалуй, достаточно, чтобы современный читатель с интересом открыл книгу. А, открыв, погрузился в мир, ничем не напоминающий нашу суетливую и шумную обыденность. Мир, в котором происходят чудесные события и живут необыкновенные люди – афонские монахи-святогорцы. В книге собраны истории из жизни обитателей Святой горы, афонские предания и притчи, рассказы о святынях Афона, жития подвижников, со многими из которых автор, отец Сергий (Веснин), был лично знаком.

Переворачивая страницу за страницей, читатели всё увереннее будут ступать по земле Святой Горы. Они побывают в Кавсокаливии, пройдут пешком от скита Русик в святогорскую столицу Карею: рассказывая притчи и чудесные истории, автор не забывает живописно обрисовывать афонскую местность – то густой лес, то каменистую пустыню, то отвесные скалы, у подножия которых шумит волнами море. Описания эти необыкновенно красочны; они придают повествованию неповторимый колорит и создают его особую атмосферу, а по стилю и слогу настолько поэтичны, что не уступают некоторым самым известным пассажам из прозы, скажем, того же Гоголя. К примеру, вот эти строки из притчи под названием "Неустрашимый подвижник": "В первом полусвете загоравшейся зари начали мы подниматься по крутизнам горы трудною и каменистою тропою. Местами видны были массивные отвалы исполинских скал и уступов горы, отторгнутых от нее силою их собственной тяжести и бурно катившимися на них с отдаленных высей дождевыми потоками". Автор даёт читателю возможность почти буквально вдохнуть воздух Святой Горы. Но не только. Главное – он позволяет ощутить её дух. Дух смирения, послушания, молчания и молитвы.

О том, как чуток бывает Бог к таким смиренным молитвам и как являет по ним свой особый Промысл, автор рассказывает в маленькой притче "Чудесные дрова". В ней говорится об отшельниках, которые жили в скудной, труднодоступной местности Святой Горы и остро нуждались в лесе для постройки келий и топки печей. Вот как описывает отец Сергий чудесную помощь, которую однажды отшельники получили от Господа: "Раз, в самую глухую полночь, назад тому года четыре или пять, иноки были встревожены необыкновенным треском, нагорным шумом и громом… Все думали, что преставление света; боялись выглянуть на улицу и до самого дня в трепете и молитвенных слезах провели время. Когда все стихло, скитяне вышли посмотреть, что случилось у них; и какое же было их удивление и радость: скит весь был загроможден лесом… По исследовании оказалось, что от самой отвесной скалы отторглась невидимою силою значительная часть и, рассыпавшись в мелкие дребезги, пронеслась до самого скита, увлекая за собою такое множество лесу, что скиту, говорят, достаточно его на десять лет".

Удивительно просто и трогательно рассказывает отец Сергий (Веснин) об афонских святынях. Даже знакомые истории в его изложении звучат по-особенному, глубоко западают в душу и усиливают у читателя явственное ощущение таинственной атмосферы Афона, наполненную незримым присутствием его Хозяйки – Царицы Небесной. В качестве примера можно взять рассказ "Ктиторская икона Божьей Матери". В нём Святогорец описывает события 9 века, когда на Афон напали варвары и учинили разгром его святых обителей. Когда они приближались к Ватопеду, монастырский ключарь успел спрятать особо чтимую в обители икону Богородицы в колодец. Он зажёг рядом со святыней свечу и задвинул колодец мраморной плитой. Однако, спасая икону, ключарь не успел вовремя скрыться, и был взят варварами в плен. На Святую Гору ему суждено было вернуться лишь спустя 70 лет. "С нетерпением и радостью полетел он, как в свою отчизну, на Святую Гору Афон, где уже по-прежнему начали процветать святые обители… Когда вскрыли плиту по его указанию, нашли при колодезе икону Пресвятыя Богородицы; самая свеча еще горе­ла пред нею. И в настоящую пору свеча горит неугасимо; подливая масла, иноки таким обра­зом ее сберегают из рода в род, и, конечно, она останется до последнего дня существования этой обители". – пишет автор. И, кажется, что невозможно рассказать об этом удивительном и чудесном событии лучше, проще и одновременно возвышеннее, чем он.

Того же тона повествования автор придерживается, рассказывая об Афонских подвижниках. Старцы – отшельники, живущие в хижинах-каливах на скалистых склонах, в каменистых пустынях и дремучих лесах – всегда оставались одной из главных тайн Святой Горы. Иеросхимонах Сергий (Веснин) поведал читателю о некоторых из них: пришедшем на Афон с Валаама схимнике Тимофее; отце Панкратии, которому в чудесных видениях являлись ангелы Божьи; отшельнике Макарии, побывавшем в плену у басурман, сумевшем бежать, скитавшемся по всему Востоку, и нашедшем, наконец, пристанище на Святой Горе. Эти рассказы одновременно и увлекательны, и глубоко назидательны. Однако назидательность автор не делает навязчивой. Благодаря своей духовной чуткости и литературному дару отец Сергий даёт читателям возможность самостоятельно извлекать мораль из прочитанного. Этой традиции по сей день следуют святогорские авторы. Похожую манеру повествования, к примеру, мы найдём в произведениях современного нам афонского старца, преподобного Паисия Святогорца, в его книге "Отцы-святогорцы и святогорские истории".

В последней главе книги читатель найдёт подробное жизнеописание самого автора, иеросхимонаха Сергия (Веснина), составленное его сподвижниками по русскому афонскому Пантелеимоновому монастырю.

Живой и глубокий экскурс на Святую Гору подарил всем нам отец Сергий в своих "Письмах". Они, хотя и были написаны более двух веков тому назад, вряд ли когда-нибудь потеряют свою актуальность. Ведь, говорят, что само время на Афоне течёт иначе. И ощутить его особенное течение, наполненное молитвой и святостью, в любой момент поможет книга "Тайны и чудеса Святой Горы Афонской".

Анна Шепелёв