Наше время. Протоиерей Андрей Ткачев

В издательстве "Воскресение" недавно вышла новая книга протоиерея Андрея Ткачёва, озаглавленная "Наше время". В столь лаконичное название сборника размышлений о смысле и цели человеческой жизни известный современный православный проповедник, писатель и публицист, тем не менее, заключил сразу несколько важных смыслов. И чтобы читателю с первых же страниц стало понятно, о чём хочет поговорить с ним автор, сразу же, в предисловии, отец Андрей эти смыслы логически расшифровывает. На его взгляд, "наше время" – это не только, в общепринятом смысле, эпоха, в которую мы живём здесь и сейчас. Прежде всего, это время жизни каждого из нас - от рождения через взросление, зрелость и старость до финальной точки земного бытия. Это время, отпущенное нам для того, чтобы подготовиться к жизни будущего века, в которой, по слову апостола Иоанна Богослова, "времени уже не будет".

Но действительно ли наше время принадлежит нам? Или вместо того, чтобы распорядиться им с пользой для самих же себя, мы размениваем его на тысячи незначительных, а подчас и губительных мелочей? Эти вопросы, считает отец Андрей, однажды должен задать себе каждый. И автор книги осмеливается предположить, что ответы большинства из нас будут не слишком утешительными. Стоит ли отчаиваться? Отец Андрей Ткачёв уверен, что нет. Он предлагает читателям взглянуть на свою жизнь как бы со стороны и помогает не только увидеть ошибки, но и найти путь к их исправлению.

Сборник состоит из нескольких частей, которые, по-видимому, неслучайно тематически расположены в соответствии с периодами человеческой жизни: "Рождение. Воспитание. Учёба. И, наконец, выпускной", "Взрослые дети в одичавшем мире","Найти и делать своё дело" и т.д. Каждую из частей составляют несколько главок – миниатюрных, но ёмких и острых эссе, в которые автор вложил не только свою мощную энергию проповедника, но в очередной раз продемонстрировал сопутствующий ей литературный талант. Вот почему книга читается практически на одном дыхании и, хотя не является художественным текстом, всё же воспринимается именно как произведение – с продуманной структурой, образами и даже героями. Так, в одной из глав появляются монах и учитель астрономии; свои поучительные истории читателю рассказывают "случайный наблюдатель", "отпускник", "бармен". О чём же с помощью этих рассказчиков говорит нам автор?

Прежде всего – о человеке, его предназначении и самой сущности человеческого бытия. "Человек не может просто «быть» человеком. Человеку предстоит вначале, после факта рождения, стать человеком, и только потом им быть". Отец Андрей называет человека не фактом, а задачей, которую каждому из нас на протяжении жизни необходимо реализовывать – так, чтобы не превратиться из "великой возможности" в"печальное разочарование". Для этого человеку достаточно понять, что он - не хозяин своей жизни. По крайней мере, не настолько, насколько может иногда казаться. Без признания главенства Божьего Промысла в своей жизни, без умения его видеть и понимать, человек рискует превратить своё существование в череду пустых сожалений об упущенных возможностях. Не там родился, не в тот вуз поступил, не на той женился. Отец Андрей предлагает взглянуть на ситуацию в ином ракурсе: "Бог предвидит и предустраивает будущее и делает в жизни человека что-то такое, что нам не нравится, чего нам не хочется, но нужно смириться с этим, ибо хозяева жизни — не люди. Потом, по прошествии времени, человек вдруг узнаёт: вот для чего это нужно было, вот, оказывается, как хорошо…"

Очевидно, что книгу "Наше время" отец Андрей адресует, прежде всего, обычному современному человеку, жаждущему вырваться из своих каждодневных проблем, но не знающего, как это сделать. Поэтому, не вдаваясь в глубокое богословие, автор пытается объяснять прописные истины веры, что называется, на пальцах, с помощью каждому доступных и понятных категорий и образов. И здесь отец Андрей в полной мере проявляет свой проповеднический дар. Заговорив с читателем о Боге, следует ведь ещё и объяснить ему, Кто такой Бог и почему нужно согласиться с Его реальностью. Автор делает это максимально просто, и, если на данном этапе разговора не исчерпывающе (выбранный Ткачёвым формат не подразумевает пространного вероучительного дискурса) то, по крайней мере, закладывает в читателях глубокую и прочную основу для дальнейшего понимания: "Бог — это жизнь сама по себе. Жизнь — это не хлеб и не вода, не цветок распустившийся, не ребенок родившийся. Это все проявления жизни. А жизнь сама по себе есть Бог, и Он есть первая и главная реальность".

Именно от этого утверждения отталкивается автор, рассуждая на самые животрепещущие вопросы человеческого бытия, тонко исследуя его нюансы и проводя неожиданные аллегории. Читатель, например, найдёт в книге отца Андрея размышления о том, зачем современному христианину физкультура и что общего у школьного выпускного и… погребального обряда.

Как всегда подробно Ткачёв останавливается на теме брака и семейной жизни, которая, по сути, не исчерпывается, рассуждениями о любви и верности, но и заставляет автора говорить ещё и о таких вещах, как "нехватка денег, квартирный вопрос, бездетность, многодетность, борьба за гендерное равенство, пьянство, разводы, аборты, измены". И не просто рассуждать, а искать и находить ответы на самые "проклятые" вопросы.

Кажется, нет такого аспекта жизни, которого отец Андрей хоть слегка не коснулся бы в "Нашем времени". Он говорит о работе и об отдыхе – кстати, неожиданно метко и иронично сравнивая последний с некой аллюзией на потерянный человеком рай. Говорит об осени человеческой жизни – старении и оспаривает достоинства и возможность "вечной молодости", ищет корни долголетия и, наконец, подходит к самой таинственной точке бытия – смерти. Тему смерти отец Андрей отказывается задвигать "на задворки сознания", как это принято в современном обществе, и рассматривает её как естественное продолжение темы жизни. И пытается донести правду о неизбежной конечности нашего земного бытия в категориях опять же максимально понятных читателю: "Мы не знаем, на сколько нам выписали путевку, нам совершенно неизвестно, сколько мы здесь пробудем, а уходить нужно будет. А мы тут как-то уже привыкли, обвыклись: к этому небу привыкли, к облакам, к людям, которые гуляют с собачками по вечерам, к утренней прессе, к вечерним новостям. Мы не можем представить, что будем жить где-нибудь в другом месте, а мы будем жить в другом месте. Нам нужно будет собрать манатки, сказать «до свидания», и всё: шагом марш на троллейбусную остановку".

Прямота и откровенность с читателем – вообще узнаваемая черта текстов Андрея Ткачёва. И если некоторые высказывания отца Андрея на страницах этой книги, возможно, покажутся кому-то слишком жёсткими, в итоге нельзя не признать: автор называет вещи своими именами и метит не в бровь, а в глаз. А если его слова задевают нас за живое, это значит, что они справедливы и что, наконец, пришло оно - наше время, чтобы изменить свою жизнь.

Анна Шепелёва