Протоиерей Андрей Ткачёв, Сергей Комаров. Библия и жизнь.

В издательстве «Воскресение» не так давно вышла книга протоиерея Андрея Ткачёва и преподавателя высших Свято-Владимирских богословских курсов Сергея Комарова «Библия и жизнь». Простое и в то же время ёмкое название отнюдь не призывает, как может кому-то показаться, развести Священное Писание и современную реальность: мол, вот есть Библия, этакое предание старины глубокой, свод трудноисполнимых нравоучений, а есть жизнь, привести которую в соответствие с этими нормами человеку современному едва ли представляется возможным. Нет, всё обстоит с точностью до наоборот: между Библией и жизнью авторы твёрдо ставят знак равенства. Всё, происходящее в повседневности, даже до мелких подробностей, уже описано в библейских текстах – уверены они. Цитату на сей счёт из библейской же книги Екклесиаста знает, пожалуй, каждый: «нет ничего нового под солнцем», «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1, 9-10).

К примеру: разворачивает человек газету, включает телевизор или открывает сводку новостей в интернете и читает, допустим, криминальную хронику. «Катастрофы, кражи, ДТП. Куда катится мир?!» – думает он. А между тем, ещё во времена, описываемые в Библии, и не такое случалось. Всемирный потоп, Содом и Гоморра, десять казней египетских… Но сам Господь дал человечеству ключ к пониманию того, из-за чего подобные и даже не столь масштабные трагедии происходят в мире и как на них реагировать. «Вспомните, – подсказывают авторы, – сказанное Христом по поводу тех, которых побила рухнувшая башня Силоамская: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13:3). Как вывод: скорейшее покаяние - вот о чём стоило бы помнить нам всем при просмотре криминальных сводок!

Вообще, мир свежей газеты и мир Библии – это, по сути, один и тот же мир, только описанный разными языками, – такую, на первый взгляд, неожиданную мысль высказывает протоиерей Андрей Ткачёв в первой части книги, которая называется «Библия – книга, которую стоит изучать». «Кто читает только газеты, тот вряд ли что-то понимает до глубины, а может и вообще. Но кто читает Писание, а затем просматривает газеты, тот способен (если Бог благословит) понять сегодняшнюю жизнь в контексте больших процессов, обозначенных в вечном» – пишет отец Андрей. А ведь, пожалуй, стоит вспомнить, что, к примеру, и глубоко почитаемый всеми православными верующими святитель Филарет Московский (Дроздов) отнюдь не брезговал чтением прессы. Вот что сообщает нам об этом его каноническое житие: «После Литургии пил чай… между вторым и третьим часом лёгкий обед; потом час или два отдыха, который заключался в чтении книг, газет и журналов». Другой святой, преподобный Серафим Саровский, считал Библию ключом к пониманию современности и, в частности, говорил, что человек, прочитавший всю Библию разумно, получает от Бога и разум понимать происходящее вокруг него. Следовательно, разрыв между миром веры и миром вообще – неестественный. В этом абсолютно уверены авторы книги «Библия и жизнь».

А посему в нескольких десятках глав – развёрнутых, обстоятельных, увлекательно и насколько возможно доходчиво изложенных эссе на самые разные темы – авторы сходятся к одному: чтение Писания есть способ осмысления современного мира и общества, и осмысления единственно правильного.

И первая такая взаимосвязь находится внутри самой Библии. Без книг Ветхого Завета – Бытия, Паралипоменона, пророков и др. – трудно, даже невозможно понять Новый Завет, насыщенный ветхозаветными цитатами и аллюзиями. Евангелие содержит множество свидетельств о необходимости изучения Ветхого Завета. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5, 39) – говорил Сам Христос. «Христианский взгляд всегда ищет в ветхозаветных строках Христа. Они свидетельствуют о Нём, и Он воистину присутствует там в каждой букве» – пишет автор статьи, посвящённой контексту Ветхого завета и проблеме его изучения.

Схожая проблематика рассматривается и в главе «Библия. Изучать или почитывать». В ней даётся несколько простых и дельных советов относительно того, как разобраться в непростом для восприятия материале. Например, такой: «Корпус священных книг представляет собой целую библиотеку, создававшуюся более тысячи лет. Чтобы данный текст в наших глазах приобрёл цельность… нужно понять его значение и роль во всём величественном строении. И это постигается обычной библиотечной работой с рекомендованной литературой». Но даже такой, казалось бы, сугубо утилитарный подход, обязательно принесёт, по мнению автора, духовные плоды: «Бездонная река библейской мысли подхватит и понесёт ко встрече с Тем, Кто является автором-вдохновителем Книги Книг. Полчаса в день. Час в день. И со временем эти драгоценные часы свяжутся, как тонкие нити, в благодатный покров над головой всякого любителя Священного Писания, который уже будет смотреть на мир глазами библейских авторов». А в Библии, в который раз подчёркивают авторы книги, есть всё: космогония, история царей, жизнь замечательных людей, эпистолярий – переписка и послания, любовная лирика, мудрые притчи, предсказания. Все жанры литературы, все мыслимые аспекты жизни человеческой и чудеса Божьи собраны под одной обложкой.

В продолжение размышлений о том, как Библейские события реализуются в современной жизни, читателю предлагается проследить несколько «современных редакций притчи о блудном сыне». А именно – на примерах реальных людей увидеть, как приходят в Церковь. Девушка рассказывает о том, что ей нравилось есть просфоры. В течение нескольких лет она покупала их в церковной лавке, ни разу не оставаясь на службу, но однажды всё же осталась. И поняла, что в Церкви есть нечто больше вкусных просфор… Пьяница однажды очнулся от хмельного угара и обнаружил у себя в руках… Евангелие! «Всё так же покоряются Христу книжники, получая истинные ответы на серьёзные богословские вопросы. Уходят вслед за Христом мытари (гаишники и налоговики?), оставив страсть сребролюбия. Так будет до конца мира, и это всегда будет по-новому» – резюмируют авторы.

Вместе с читателем осмысливая Библию, протоирей Андрей Ткачёв и Сергей Комаров размышляют порой на неожиданные, но актуальные для человека дня сегодняшнего темы: почему современные люди не умеют отдыхать; что такое комфорт и стоит ли к нему стремиться; можно ли «просто верить» в Бога; как проявляется святость в современном мире. Авторы приводят примеры из жизни отцов Церкви, цитируют преподобного Серафима Саровского и святителя Феофана Затворника; черпают вдохновение в высказываниях блаженного Августина, подробно разбирают тексты Достоевского и даже находят нечто ценное в мыслях такого неоднозначного философа, как Шопенгауэр. Разнообразие тем, динамика и доходчивость, с которой на страницах книги говорится о вещах глубоких, удерживают внимание читателя буквально до последней страницы. А после прочтения хочется немедленно взяться за Библию. Авторы дают к этому мощную мотивацию: ведь тот, кто будет читать Писание с любовью, уверены они, получит способность видеть жизнь не как хаос случайностей, а как вечный и назидательный Божественный промысл.

Анна Шепелёва