Фильм «Поп» – важное и правдивое слово о жизни Русской Церкви в трудные годы войны

Выступая на заседании Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов по изданию «Православной энциклопедии», Святейший Патриарх Кирилл поделился впечатлениями от просмотра фильма «Поп» и поблагодарил его создателей.

В 2009 году был реализован первый опыт коллектива кинокомпании «Православная энциклопедия» в области полнометражного художественного кино — речь идет о фильме «Поп». Два дня тому назад я имел возможность посмотреть этот фильм, поговорить с актером, который исполнял главную роль — Сергеем Васильевичем Маковецким. Должен вам сказать, что фильм на меня произвел очень положительное впечатление.

Конечно, сам жанр кино предполагает гротеск. Кино не является реалистическим отражением жизни. Нужно быть очень духовно зорким человеком, чтобы различать знаки времени, которые нам рисует жизнь. А в кино эти знаки времени представлены гротескно. Поэтому всегда есть, как говорят инженеры, «степень допуска» между реальностью и тем, как эта реальность представлена в кино. Вот это то, что присутствует и в картине «Поп». Но, может быть, это выпуклое и подчеркнутое представление проблематики и способно помочь понять современному человеку, что означала пастырская работа Церкви в условиях оккупации.



У меня был личный опыт общения с людьми, которые прошли через так называемую Псковскую миссию. Мой научный руководитель в Ленинградской духовной академии протоиерей Ливерий Воронов был человеком очень широких знаний, он был ученым-химиком, но в 1943 году, находясь в оккупации в Пскове, стал священником. И после окончания войны, после освобождения Псковской области, он так же, как главный герой этого фильма, не счел необходимым уходить вместе с немцами и был глубоко убежден в том, что он делал правильное и хорошее дело. В 1946 году, когда открыли Ленинградскую духовную академию, отец Ливерий, молодой священник, решил поступить туда учиться. Он проучился несколько дней и прямо в здании академии был арестован, отправлен в здание через реку Монастырку — на другой стороне реки был следственный изолятор — и получил 10 лет. И ровно десять лет — от звонка до звонка — просидел, и лишь потом вернулся на занятия в академию. Он стал профессором, выдающимся богословом, ученым.

Второй человек, с которым я тоже имел возможность общаться, — это отец Кирилл (Начис), латыш по национальности, который тоже был рукоположен в Псковской миссии, и который тоже свои 10 лет безропотно просидел. Недавно он скончался уже духовником Санкт-Петербургских духовных школ.



Мне приходилось с одним и с другим беседовать о Псковской миссии. И когда я наложил информацию от участников и очевидцев на то, что показано в фильме, то понял, что речь идет об одном и том же. Для Церкви самое главное — человек. Политический контекст всегда имеет большое значение, но он вторичен по отношению к спасению человеческой личности. И Церковь призвана в любых условиях нести свое служение. Ведь когда-то нас тоже критиковали, в том числе и наши зарубежные братья: почему мы продолжали свое служение в советское время? Как мы смели служить и молиться, и проповедовать во времена Сталина? Надо было, по их словам, все бросить, уйти в подполье, открытую оппозицию. Но Церковь совершала свое служение, ее за это критиковали и до сих пор кое-кто критикует. Вот так же, конечно, были, есть и будут люди, которые критиковали и критикуют священников, которые во время оккупации совершали свое служение. Но абсолютное большинство из них было патриотами, людьми, поддерживавшими, в том числе и партизанское движение. Достаточно сказать, что в городе Смоленске, где я двадцать лет был архиереем, во время оккупации именно в кафедральном соборе под покровительством зарубежного епископа Серафима (Севбо) работала группа разведчиков, которая осуществляла связи Центра с партизанскими отрядами. И этот владыка, который пришел с немцами и который, конечно, все знал, принимал на себя смертельную опасность, поддерживая этих людей. Он должен был уйти с немцами, потому что он был архиереем, он не мог остаться. Он дошел до Австрии, а его сын служил священником под Ленинградом в местечке Саблино, те, кто из Петербурга знают это местечко. Так вот нас всех всегда удивляло — а почему же сын архиерея, который служил при немцах во время оккупации, не подвергается никаким репрессиям со стороны власти? Никаким репрессиям не подвергался, потому что знали то, что делал его отец. Много таких замечательных примеров. И, конечно, фильм «Поп» дает очень трогательную картину служения Церкви.