Жития святых святителя Димитрия Ростовского в 12 тт.

Имя св. Димитрия Ростовского широко почитается Русской Церковью. Это православный архиерей рубежа XVII-XVIIIв., автор одного из крупнейших сборников жития святых, известного как Четьи-Минея, что в переводе означает «чтение на каждый месяц».

Ростовский святитель составлял этот объёмный труд около двадцати лет. В основу книги легли Четьи-Минеи св. Макария, а также латинские сборники житий, в частности польский сборник иезуита Петра Скарги. Его влияние особо хорошо прослеживается в манере изложения текста. Однако русский подвижник исключил из своего издания все сомнительные, по его мнению, имена и добавил недостающие.

Для удобства книга разделена на двенадцать томов, где каждый том – это месяц года: первый – январь, второй – февраль и т.д. Внутри тома каждому дню месяца соответствуют жития тех святых, чья память совершается РПЦ в этот день.

В этом сборнике можно найти жизнеописание таких подвижников, библейских праведников, учителей Церкви, как Авраам, Моисей, св. Василий Великий, преп. Ефрем Сирин, св. князь Владимир, св. мученик Глеб, св. благоверный князь Александр Невский, преп. Антоний Великий, св. Татиана, и пр. Сотни и сотни имён прославленных святых. Это наши молитвенные помощники, покровители и заступники перед Богом

Также туда включены описания исторических событий, имевших вероучительное и духовное значение, впоследствии празднуемых Церковью. Например, в восьмом томе под датой 26 августа мы можем узнать, почему Церковь установила в этот  день – Празднество в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери; а девятом томе под 14-м сентября мы читаем «Сказание о воздвижение честного и животворящего Креста Господня.

Особое внимание стоит обратить на сноски, так как они содержат достаточно подробные разъяснения различных мер веса, денежных единиц, географических мест, титулов, званий и прочих малоизвестных названий, встречающихся в книге. Всё это в значительной степени облегчает понимание текста, который и так достаточно легко читается.

В те далёкие годы Четьи-Минея предназначалась для каждодневного чтения мирян и монашествующих. Это значение она не утеряла и сейчас. Наряду с молитвенным правилом, чтением Священного Писания, необходимо ещё и читать жития святых, потому что это истинная школа жизни.

Многие из подвижников, прежде чем стяжать дары Святого Духа, были такие же грешники, как и мы. Среди них попадались разбойники, мздоимцы, блудницы, иные нечестивые люди.  Их путь к Богу и святости был тернист, порой мученический. И это бесценный пример всем нам, живущим сейчас и наивно рассуждающим, что в наше время спастись невозможно, что избавиться от грехов крайне сложно, что с волками жить по-волчьи выть.

Обратитесь к вашим святым предкам и убедитесь, что их время было не намного легче нашего. И может быть, эти подлинные свидетельства истинной святости вдохновят  нас на исправление собственной души. Недаром Достоевский сказал о труде Димитрия Ростовского: «В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное».