Колокольные звоны

„Среди дубравы блестит крестами храм златоглавый с колоколами.

Их звон призывный через могилы гудит так дивно и так уныло!

К себе он тянет неодолимо, зовет и манит он в край родимый,

В край благодатный, забытый мною, и, непонятной томим тоскою,

Молюсь и каюсь я, и плачу снова, и отрекаюсь от дела злого,

Далеко странствуя мечтой чудесною, через пространства я лечу небесные,

И сердце радостно дрожит и тает, пока звон благостный не замирает..."

 

 А. Толстой

 

Один церковный колокол звучит возвышенно, торжественно; а если раздается звон нескольких согласованных между собою колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.

 

Православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение. Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.

 

Благовест

 

Благовестом звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. Благовестом называются мерные удары в один большой колокол.

 

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

 

Благовест в свою очередь делится на два вида:

 

Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

 

При кафедральных соборах, больших монастырях лаврах обычно имеются несколько больших колоколов; они разделяются на следующие виды: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

 

Обычно в приходских храмах бывает не больше двух или трех больших колоколов.

 

 

 Собственно звон

 

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

 

Звон во все колокола различается на:

 

Трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема. Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

 

Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема. Когда поочередно перебираются все колокола друг за другом, начиная с большого и до самого малого, то это называется перезвоном. Этот звон - символ печали, он употребляется при похоронах, а также в праздник Св. Креста, на Страстной неделе.

 

Перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

 

 Звон на Всенощном Бдении

 

Перед началом Всенощного Бдения - благовест, который заканчивается трезвоном.

 

В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон. Он оповещает о начале второй части Всенощного Бдения - утрени и выражает собою радость Рождества Христова - воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". В народе двузвон на всенощной называется "вторым звоном" (второй звон после начала всенощной).

 

Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: "Воскресение Христово Видевше"...) обыкновенно в руководствах этот звон именуется "звоном к Евангелию". В народе трезвон на Всенощной ("звон к Евангелию") называется "третьим звоном".

 

Краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол, бывает в начале пения песни Божией Матери: "Величит душа Моя Господа..." . В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон. При архиерейском богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.

 

 Звон на Литургии

 

Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, - трезвон.

 

Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.

 

При архиерейском богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа - трезвон.

 

Затем во время Литургии полагается благовест при начале "Евхаристического канона", - самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.

 

После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).

 

Также после каждой Литургии, совершенной архиереем, полагается трезвонить, для провода архиерея.

 

 Употребление перезвона

 

Медленный перезвон по одному разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою "истощение" Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: "Божественное Твое разумев истощение... во спасение людей Твоих...".

 

По установившейся вековой традиции такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел. Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и не допускают, чтобы скорбный звон, относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых смертных и грешных людей.

 

На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа, перед выносом креста из алтаря во время пения "Великого Славословия", бывает перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой - трезвон.

 

Подобный же перезвон, но только частый, быстрый, и по 7 раз (или по 3 раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды. При погружении креста в воду - трезвон.

 

Частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон. В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые Праздники и в других торжественных случаях, например, как указано было выше, при чтении Пасхального Евангелия.

 

 Употребление перебора

 

Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

 

 Другие звоны

 

Существует еще так называемый красный звон во все колокола ("во вся тяжкая").

 

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов. Этот звон используется в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею. Красный звон совершается звонарями в количестве пяти человек и больше.

 

Следует также упомянуть о "всполошном" или "набатном" звоне, имеющем общественно-бытовое значение.

 

Во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия звонили в набат или всполох. Всполошным или набатным звоном называются непрерывные, частые удары в большой колокол.

 

"Вечевыми" колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.

 

Радостным, торжественным трезвоном во все колокола возвещалась победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани