Помилуй нас, грешных. Рецензия на фильм Скоро весна

Россия, удаленное от мира монастырское подворье. В нем, как в Ноевом ковчеге, каждой твари по паре – просветленная монашка (Ксения Кутепова), ее восторженная помощница Оля, местные шлакообразные аборигены и даже кот. На подворье приезжает некто Павел Николаевич (Сергей Пускепалис), неизлечимо больной. Воинствующий атеист, он рано или поздно поймет, откуда берутся все блага на земле.    

 

Вера Сторожева – яркая представительница российской «новой волны», сценарист «Трех историй» Муратовой и режиссер фильмов «Небо. Самолет. Девушка» и «Путешествие с домашними животными», тоже, как это принято в последнее время, сочла необходимым высказать свое мнение по поводу Бога. После «Юрьева дня», «Царя» и других кинематографических апокрифов, «Скоро весна» продолжает развивать извечные вопросы: грешно ли грешить, хорошо ли каяться и есть ли жизнь после смерти?

 

Сделав визитной карточкой для себя и своих героев наивность и чистоту помыслов, Сторожева в своем новом фильме продолжает гнуть ту же линию. Полутонов в мире, придуманном режиссером, не существует – есть только черное и белое. Святые монахи левитируют, грешные крестьяне пьют водку, у животных душа будет поглубже человеческой. Можно перейти из одной паствы в другую – стать из плохого, но счастливого, хорошим, но несчастным. И это, надо отметить, довольно спорное с точки зрения практичности бренной жизни заявление.

 

Сторожевой, как и всегда, неожиданно везет с актерами. Их таланта хватает на то, чтобы воплотить в жизнь довольно плоские образы сценариста. Муза Сторожевой Ксения Кутепова здесь, как и в обласканном критиками «Путешествии с домашними животными», смотрит глазами с поволокой, хоть и носит монашеский клобук. Пускепалис по сравнению с его ролью в «Простых вещах» имеет более богатый мимический арсенал, радостно отыгрывая безбожника Павла Николаевича. Все прочие лица легко узнаваемы, но не несут особенной смысловой нагрузки, служа фоном для выражения глобальной идеи повествования.

 

Российское народонаселение без веры не может, оно без нее просто не проживет. Наблюдаемое сегодня воссоединение церкви и государства и всеобщий подъем христианства побуждает светских персонажей высказывать по этому поводу свои мысли. Вот только верно рассчитанное, понятно рассказанное кино Сторожевой легко заподозрить в неискренности. А хорошо ли каяться, и грешно ли грешить – это уж личное дело каждого.

 

Артём НОХРИН