Традиции православного брака

Страшный катаклизм нашего общества - разрушение института семьи. Мощным противоядием этой реалии могут послужить традиции православного брака. К сожалению, большинство наших сограждан имеют очень поверхностные, зачастую не соответствующие действительности, представления об этом явление.

Например, многие молодые так увлечены страстью друг к другу, что даже и не пытаются разобраться в том, какой они хотят видеть свою семью, полагаясь на традиционное «авось».

Священник Илия Шугаев в своей книге «Один раз на всю жизнь» пытается поговорить с молодежью на эту щекотливую, но жизненно важную тему. В своих беседах он разъясняет старшеклассникам, что православная семья – это то, над чем нужно работать всю жизнь. Человеческий индивидуализм, себялюбие, желание обладать любой ценой создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов.

Когда парень и девушка встречаются друг с другом, между ними вспыхивают чувства, они могут быть очень горячими, страстными, даже вулканическими, но это еще не любовь. Это только семя любви. Вступая в брак, они сажают это семя в землю, а дальше, чтобы оно взошло, нужно поливать, удобрять землю, беречь семя от сквозняков и палящего солнца. Со временем из семени появляется росток, это и является начатком любви. Чтобы из этого ростка выросло большое дерево, требуется целая жизнь.

Такое сравнение христианской семьи с взращиванием растения приведено здесь не случайно. Православную семью нужно понимать, как «малую Церковь» -  единство любящих друг друга людей скрепленных живой верой в Бога. Спаситель, говоря о Церкви, часто сравнивал ее с виноградной лозой и ее ветвями. Точно также православные супруги являют собой один корень, один ствол, одну единую жизнь, в которой каждому определена своя особая роль.

В Православие все расписано достаточно ясно: как поступать мужу, как жене, как детям, как строить отношения друг с другом. Решая создать семью, основанную на христианских ценностях, молодые люди избавляют себя от мучительного бытового вопроса – кому за хлебом идти, кому полы мыть. Мужу, сказано апостолом Павлом - нужно любить свою жену, как самого себя. В более возвышенном варианте, как Христос любит свою Церковь, то есть до полного самоотречения. Жене – благоговеть перед мужем, быть во всем ему послушной. 

Последнее узаконение может вызвать шквал недовольства среди современных женщин, которым средства массовой информации насаждают мысли о полном равноправии с мужчинами, карьере и финансовой независимости. Здесь важно помнить, что речь-то идет о любви. Если женщина верует, значит, она любит Бога всем сердцем и с радостью предает свою волю в Его руки. Если она любит мужа, то такой же радостью для нее будет подчиняться ему. Это не рабское поклонение, это послушание в любви, духовный закон, установленным Самим Господом. Более подробно о семейной иерархии и взаимоотношениях между мужем и женой можно прочитать в книге Елены Морозовой «Диалоги о семье и браке».

Иерархия православной семьи представляет собой подобие церковной иерархии. Даже ответственность родителей во многом схожа с ответственностью духовника перед своими духовными чадами. Поэтому родители в первую очередь призваны стать настоящими примерами христианской жизни для своих детей.

Это положение часто пугает современных родителей, считающих, что основательное воцерковление может отразиться на адаптации детей в современном мире. Однако это не так. Никто не отрицает, что для ребенка важно, как светское, так и религиозное образование. При этом посещая обычное учебное заведение, дитя может спокойно участвовать в таинствах Церкви, становиться на молитву вместе с родителями во время утреннего и вечернего правила, посещать святые места, полагаться на помощь Бога и святых угодников. Глубокая вера поможет ребенку в будущем сделать правильный выбор и отличить «пшеницу от плевел». Самое важное для детей – это добрый пример их родителей, уютная и благодатная атмосфера домашнего очага, семейные традиции сообразные с православной верой, всеобъемлющая любовь супругов друг к другу и  своим чадам. Об отношении родителей между собой, о христианском воспитании детей и взаимоотношении с ними пишет в своей книге «Три кита семейного счастья» священник Павел Гумеров.

Любовь, семейное счастье, рождение и воспитание детей – это тяжелый труд, но просящим по вере их все дается Господом.

                                                                                                    

                                                                                                       Прохорова Наталия