Вера должна обязательно исходить из сердца

На сегодняшний день протоиерей Андрей Ткачёв один из самых читаемых в России церковных писателей и публицистов. Связано это в первую очередь с глубокими познаниями батюшки и особым даром слова, которым он, бесспорно, обладает.

Его писательские и проповеднические труды вмещают большинство злободневных вопросов современной жизни, и они же дают на них точные, вразумительные, понятные каждому человеку ответы, которые раскрывают православный взгляд на окружающую действительность. Продолжает традицию и книга отца Андрея Ткачёва «Пыль на соломенных погонах», которая при этом являет собой еще и нечто совершенно исключительное.

В первую очередь потому, что книга состоит не из привычных проповедей, а из личных размышлений священника о роли Церкви в современном мире. Тема очень болезненная и животрепещущая, не только для нас, но и для самого батюшки. Поэтому многие ессе, вошедшие в книгу – это бурлящий в кастрюле отвар, призванный стать для нас отрезвляющим.

Открывает книгу повествование, давшее название всему произведению «Пыль на соломенных погонах». Именно в этом первом откровении батюшки заложена основная мысль всего сборника. Она связана с культом «карго» - механическим повторением внешних приёмов, не вникающих при этом в суть дела. Это главный недуг современного общества. Бутафорство в вере, чувствах, нравственности…

Всё это ведёт к тому, что зло становится добродетелью, а порок – святостью. Отец Андрей ставит в пример слова пророка Исайи: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис.5:20)».

Вера, по мнению православного священника, должна обязательно исходить из сердца. Недостаточно просто исполнять внешние предписания, даже если это делается с крайним усердием. Мы обязаны гореть верой, зажигать ей других.

Эта простая и очевидная истина, для многих христиан так трудновыполнимая,  непрерываемой цепочкой тянется по всем ессе книги, получая свою кульминацию в рассказе «Дым без огня». Название этого измышления говорит уже само за себя. «… Если настоящего огня не будет, то непременно наступит время того страшного огня, от которого да избавит Господь всякую душу».

Несмотря на общую мысль, все произведения, вошедшие в сборник, имеют свои особенности и охватывают широкий спектр нашей жизни. Например, автор размышляет об образе современного города, настолько ли плохо быть богатым, как мы подводим итог своей жизни… В конце книги есть интервью батюшки, посвященное вопросам священничества в современном мире. Для наглядности, писатель часто обращается к истории.

В связи с этим хотелось бы особо отметить рассказ «Константинополь». Тем более что по своей структуре и содержанию он во многом отличается от остальных повествований. На этот раз отец Андрей делится с нами своими впечатлениями о посещении Стамбула.

Эти впечатления настолько живые и яркие, что создаётся иллюзия присутствия. Перед нами будни крупного европейского города. Вместе с  батюшкой мы плутаем по улицам турецкой столицы, посещаем чудом сохранившиеся православные святыни: Кафедральный Собор Святой Софии, храм Влахерны, монастырь Святого Георгия, мощи Иоанна Златоуста и Георгия Богослова… Сердце сжимается, когда читаешь, что в некогда полных Храмах на Литургии присутствует от силы пять человек.

Но главная цель этого ессе – не воспоминание о поруганных святынях. Православный священник проводит параллель между падением Константинополя и  Страшным судом. «Город вселенской катастрофы», так называет Стамбул отец Андрей. Это размышление о конце мира.  Также как был разрушен Константинополь, будет разрушен и весь мир. Ничего земного не останется, будет только небесное. И нам, наследникам этой некогда величайшей православной державы, нужно приложить все усилия, чтобы и в наших сегодняшних храмах на воскресных Литургиях стояло не пять человек. В противном случае «мы можем быть торжественно прокляты за бесплодность».