Зёрна веры в творчестве Владимира Крупина

 

Получив Божественный дар жизни, человек ответствен за него. Однако одни ищут в мире наслаждения, другие – выгоды. Кто-то пребывает в мелкой суете и поиске славы. И лишь немногие ощущают себя ответственными за свою жизнь и живут в любви к людям. К таким людям можно отнести и русского писателя Владимира Николаевича Крупина - обладателя многочисленных наград в области словесности, в том числе и Патриаршей премии за вклад в развитие православной литературы. О нём можно сказать, что он отдает Родине и людям всю любовь своего сердца и весь талант, полученный им от Бога.

Еще со времен перестройки Владимир Крупин известен честной позицией в отношении европеизации и американизации русской жизни. Подобный взгляд роднит его с именитыми славянофилами, такими как Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Николай Данилевский.

Спасение от идолопоклонства западничеству писатель ищет в православной вере, в русском языке и культуре. Анализируя его произведения, можно сделать вывод, что русская культура имеет два корня: богослужение и народные формы быта, такие как архитектура, обычаи, семейные устои и прочее. Православное богослужение, кроме религиозного значения, могло бы стать превосходной эстетической школой, если бы мы полностью сохранили свою самобытность. Сила русского народа в его духовной жизни. Этот мотив плавно переливается по всем произведениям писателя, из которых можно выделить следующие.

«Россию спасет святость. Очерки о русских святых», «Последний бастион святости», «Ввысь к небесам. История России в рассказах о святых». Названия произведений говорят сами за себя. Автор совершенно справедливо полагает, что Россия, как единственная страна, сохранившая настоящую, живую, сердечную веру способна выдержать любую угрозу, если только не отринет от православия и продолжит сохранение своих исторических корней. Сохранит свою культуру и стремление к святости  и своим святым.

Книгу «Россию спасет святость. Очерки о русских святых» писатель начинает словами из службы русским святым – «Русь святая, храни веру православную». Почему надо хранить веру православную? Да потому что в ней спасение и утверждение для нашей страны.  В доказательство этой мысли, он и составляет вышеупомянутый агиографический сборник.

Своими аскетическими подвигами русские святые открывали двери рая и защищали Отечество от многих бед и иноземных нашествий. Их духовное окормление приводило к вере тысячи людей. Святые наставляли на путь истины, врачевали болезни, избавляли от смерти... Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Однако почему, имея такие прекрасные традиции, современная жизнь не всегда отвечает догматам веры? Отчего сегодня популярна фраза, что в наше время невозможно жить по Заповедям Божиим? Вероятно, потому что святых стало меньше. Жить по Евангелию стало труднее. И всё же есть светлая надежда на торжество веры. Больше того – есть значительное улучшение нравственной атмосферы в обществе.

Ведь в каждый период истории существуют личности, которые являются выразителями лучших идей и стремлений своего времени. К их голосу прислушиваются. Они становятся духовными вождями общества. Тем более, что русская земля всегда была богата святыми людьми. О них и рассказывают книги Владимира Крупина.

В первую очередь, следует сказать об игумене земли Русской преподобном Сергии Радонежском, о преподобном Антонии и Феодосии Киевских. Они явились великими молитвенниками за нашу Родину в период её политического и духовного рождения, в критический момент татарского ига.

Московские святители – Петр, Алексий, Иона – истинные собиратели земли русской и первоначальники ее будущего могущества и славы.

В начале XIX века в России просиял один из величайших святых – преподобный Серафим Саровский. Он словом и делом показал, что цель христианской жизни – в обретение Святого Духа. Этот монах, живший посреди дремучих саровских лесов, учил о многоразличии путей, ведущих к этой цели. И самое главное – он сам дал исключительный пример монашеского подвига.

Его современником был святитель Филарет, митрополит Московский, который был великим нравственным авторитетом. Его голос имел решающее значение в делах Церкви, к нему прислушивались по многим государственным вопросам.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, святые царские мученики, священномученик Владимир митрополит Петроградский, святитель Тихон – патриарх Московский и всея Руси. На этих именах и стоит Россия.

Таким образом, герои Владимира Крупинина объединяют различные времена нашего государства. При этом, вероятно, нужно отметить, что житийной литературы на сегодняшний день существует множество. Однако отличительная особенность Крупинина – это доступность, простота и искренность. Он не перегружает читателя нравоучениями и советами, как дальше жить. На конкретных исторических общеизвестных лицах он показывает очевидную истину - настоящая сила не в деньгах или в накаченных мускулах, а в вере и молитве.

Многие житийные рассказы, изложенные языком русских народных сказок, пословиц, поговорок, доступны даже маленьким детям. Небольшим дополнением к житиям служит краткий исторический обзор наиболее почитаемых русских обителей: Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, Свято-Преображенского Валаамского монастыря, Свято-Введенской Оптиной пустыни и других.

Развивая тему судьбоносного влияния православия на укрепление и становление Российского государства, автор издает книгу «Ввысь к небесам. История России в рассказах о святых».

По сути, она, конечно, не стала фундаментальным историческим трудом, в ней нет каких-то претензионных открытий и обилия дат, ее прелесть в другом. Это история в лицах.

Во многих современных исторических книгах часто упускают из виду, что порой судьбу нашей Родины решали молитвы одного лишь святого старца, а все крупные военные победы так или иначе связаны с заступничеством Пресвятой Богородицы. Например, в войне 1812г. те сражения, в которых русская армия била французов всегда происходили в день чествования той или иной иконы Божией Матери.

История Владимира Крупина охватывает период с древнейших времен до наших дней. В ней упомянуто огромное множество отечественных подвижников: святые Борис и Глеб, блаженная Ксения Петербургская, праведный Иоанн Кронштадтский и многие, многие другие.

Даже жанр книги не вполне обычен для сегодняшнего времени. Она написана в стиле летописи очень простым языком с заимствованием древнерусских фраз и оборотов. Изобилует интересными притчами, сказаниями, былинами. Например, былина о Никите Кожемяке, Вольге и Микуле Селяновиче, Илье Муромце, сказание о Борисе и Глебе. Это делает книгу одинаково интересной, как для детей, так и для взрослых.

Третья книга «Последний бастион святости» существенно отличается от первых двух. Это апологетика русской культуры, православной веры, подлинной нравственности. Здесь автор размышляет, что та нравственность, которую мы сами себе придумываем, таковой не является. Ибо идет она от нашей испорченной грехом  природы. По-настоящему нравственно лишь то, что не противоречит Евангельским заповедям. С упомянутыми книгами это произведение роднит лишь мысль, высказанная самим писателем: «Россия, по обилию своих жертв, по величине своей святости – последний бастион в мировой схватке добра и зла».

Следующие книги Владимира Крупина – «От застолья до похмелья. Русский взгляд на глобализм» и «Скоро утро, но еще ночь» - представляют собой сборники рассказов и коротких повестей. С одной стороны они проектируют мысль писателя о невозможности быть России без Православия. С другой - представляют собой жизненные миниатюры, показывающие, сколько бы человек не варился в собственном житейском котле, а Божий промысел рано или поздно определит каждому свою «тарелку».

Герои рассказов – самые обычные простые жители Москвы и области, которые ссорятся и мирятся, решают семейные проблемы, влюбляются и балагурят на кухне. Это обывательские рассказы, дающие понять, что у русского человека одна защита – Господь Бог наш. Несмотря на то, что некоторые образы настолько реалистичны, что бывают и грубы, и поступают глупо, на наш взгляд. В целом все рассказы исполнены такой глубокой любовью, что читая их, даже самое жестокое сердце невольно делается мягче, милостивее и добрее. Как бы мрачно не был настроен человек, ему тотчас же становится и легче, и отраднее, и светлее на душе.

Особенное чувство трогательности и сердечности вызывает книга Владимира Крупина «Босиком по небу». Она состоит из повести «Большая жизнь маленького Ванечки» и сборника рассказов.

Первая часть чем-то сродни с книгой Ивана Шмелева «Лето Господне». Повествование ведется от лица маленького мальчика, живущего в деревне. Это не взгляд взрослого на проблемы ребенка. Напротив, интересно произведение тем, что это взгляд ребенка на свои проблемы, на жизнь, на веру. Всей глубиной своего крохотного сердечка, своей, не омраченной еще тяжкими грехами душой, мальчик Ваня познает окружающий мир, его многообразность и сложность. Устами мальчика перед нами открывается целая вселенная, вся жизнь которой согрета его простой и по-детски наивной верой.

Конечно же, вдумчивый читатель без труда узнает в некоторых эпизодах подлинные истории из детства самого писателя, в котором он ходил «босиком по небу». В такие моменты легко угадывается чувство тоски автора по детству, которое уже невозможно вернуть.

Вторая часть книги – рассказы из современной жизни, объединенные идеей промысла Божия и Его величайшей милости к нам падшим и грешным людям. Это семейные миниатюры, многие из которых тоже повествуются от лица ребенка или посвящены детям.

Читая рассказы, порой остается только удивляться, как просто и неожиданно Господь отправляет нас на путь духовного становления. Как одна искренняя сердечная молитва. Например, молитва матери из одноименного рассказа. Или одно слезное покаяние, коренным образом меняет всю жизнь и дальнейшую участь человека.

Постоянно ощущая свою ответственность перед Богом за полученный от Него талант, Владимир Крупин всегда старается передать своим читателям все самое ценное, доброе и красивое – словом все то, что может поставить человека на путь православной веры. Одним из чудодейственных средств, благодатно влияющих на наши сердца и души являются паломнические поездки. В этой связи хотелось бы обратиться к таким книгам именитого автора, как «Незакатный свет. Записки паломника», «Записки счастливых дней», «Афон. Стояние в молитве».

Книги рассказывают о святых местах Палестины, Греции, Италии, России. Цель этих произведений – обратить взор читателя, прежде всего, на молитву к Богу, потому что святые места православные люди посещают все-таки не с ознакомительной или экскурсионной целью, а с целью вымолить у Господа благодатных даров.

«Афон. Стояние в молитве». Духовные дары и буйство чувств, овладевающих писателем, позволили ему сотворить маленькое чудо. Строки его книг удивительным образом переносят нас на Афон. Перед нами огромная, застывшая в молитвенном уединении гора, земной удел Божией Матери. С одной стороны она отражает воспарение нашей молитвы к Богу. А с другой стороны, её величие и размер, символически олицетворяют Творца, Его всемогущество и благость.

Афон – сердце всех православных монастырей. Слово «сердце» тут уместно употребить не только в смысле главного органа жизни. Но и в смысле, который предают ему святые отцы Православной Церкви. Сердце – центр сосредоточения духовной жизни человека.

Опыт исихастов показывает, что сердечная молитва всегда творится в ритме сердечных ударов. Благость, исходящая от ее творения, концентрируется у человека в области сердца и оттуда разливается по всему телу. Это подобно теплу, идущему от солнца. Оно охватывает всю землю. Точно такую же роль играет и Афонский монастырь. Он есть живое, ритмично бьющееся в молитве сердце православной жизни. Поэтому начиная говорить об Афоне, автор плавно ведет ниточки к русским монастырям и монахам, как кровь, которая от сердца течет по всем венам и капиллярам.

История Афонского монастыря умело переплетается с историей русского монашества. Заканчивается книга подлинным рассказом о паломничестве писателя на Святую гору.

«Незакатный свет. Записки паломника» - краткая история, описание и любопытные события таких прославленных обителей, как Троице-Сергиева Лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Киево-Печерская Лавра, Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, Серафимо-Дивеевский монастырь, святые места Греции и Палестины.

Очевидно, что писатель во время своих паломнических поездок вобрал в себя всю красоту и благость упомянутых обителей, ощутив в себе молитвенное состояние сердца. И теперь, отстраняясь от суеты и потребительского отношения к миру земному, он старается  передать читателю этот дух единства с Господом. И получается у него  это на совесть, потому что, читая данную книгу, невольно  обращаешь свой взор к Богу. Вполне возможно, что многих это подвигнет на посещение обителей.

 Всё то же самое можно сказать и о книге «Записки счастливых дней», с той лишь разницей, что в данном произведении Владимир Крупин больше говорит о Святой Земле, делится своими впечатлениями от посещения Иерусалима, дает советы начинающим паломникам.

Стоит обратить внимание на язык и стиль, которым пользуется автор в данных книгах. Некоторые описания святых мест, напоминают сказания, а фразы содержат исконно-русские обороты, легко понятные любому современному человеку, но так незаслуженно им забытые.

В своих интервью Владимир Николаевич Крупин часто повторяет, что литература, которая не говорит о Боге, – бесполезна. Настоящая литература должна вводить если не в Храм, то хотя бы в церковную ограду. Насколько это получается у писателя, каждый читатель решит для себя сам.

 

Обзор подготовила Наталия Прохорова